Search
× Search

ЦТ 2018. Вступительная кампания

Непозволительное расточительство — выпускать дипломированных уборщиц, дворников, продавцов
Редактор

Непозволительное расточительство — выпускать дипломированных уборщиц, дворников, продавцов

Недавно узнала любопытный факт: в коллективе одного не очень большого мозырского предприятия трудится с десяток уборщиц и дворников и практически все с высшим образованием. Возникает логичный вопрос: что же это за производство такое, где от представителей самого неквалифицированного труда требуется столь высокий уровень образования? Можно предположить, что производство настолько высокотехнологичное, что и орудия труда у этих работников не обычные, а требующие каких-то особых навыков и подготовки.

Всё оказывается гораздо проще: орудия труда, с помощью которых обеспечиваются чистота и порядок, — самые обычные швабра, метла, пылесос. С той лишь разницей, что вполне квалифицированно управляются с ними всё больше специалисты с университетскими дипломами. И при этом их нисколько не угнетает, что, имея высшее образование, занимаются не своим делом и к тому же не соответствующим своему профессиональному и жизненному статусу. Это по большей части педагоги, есть среди них филолог, математик, преподаватель английского, детсадовский воспитатель… А вот предприятие действительно нерядовое, даже, можно сказать, стратегическое, поскольку имеет прямое отношение к транспортировке углеводородов. Для тех, кто знаком с этой сферой деятельности, присутствие в коллективе сплошь высокообразованных уборщиц и дворников многое объясняет.

Так, к сожалению, сложилось в современной отечественной экономике, что традиционно считавшиеся престижными профессии таковыми быть перестали. Вот и отправляются молодые и не очень специалисты в более хлебные места, чем школа, детсад или районная поликлиника. Оно и понятно: зарплата педагога, тем более недавнего выпускника вуза, не идет ни в какое сравнение с той, какую платят на некоторых производствах труженикам неквалифицированного и, казалось бы, совсем непрестижного труда. Обязанности же, ответственность, требования к квалификации у первых на порядок выше. Один мой знакомый недавно с удовлетворением рассказывал, что дочку, выпускницу физмата, таки "устроили" кассиром в магазин "Евроопт". К слову, среди работников торговли продавцов и кассиров с высшим образованием тоже немало. На рынках продавцы с высшим образованием тоже встречаются чаще, чем без оного.

Так может, ну его, это высшее образование? Зачем тратить пять лет на обучение, а если это платное обучение, то и огромные деньги, если по итогу дворник зарабатывает столько же, а то и в разы больше? То есть рабочий класс ценится выше, чем учителя, обучающие и воспитывающие детей, врачи, спасающие жизни. И как после подобных сравнений родители должны объяснять собственным детям, что надо учиться хорошо, чтобы поступить в институт?

Хотя справедливости ради заметим: и прежде у нас не была очень значительной разница в зарплате тружеников интеллектуального труда и тех, чьи обязанности не требовали никакого умственного напряга. Это еще с советских времен идет, когда пролетариат был объявлен гегемоном, а интеллигенция — врачи, учителя, инженеры, конструкторы, то есть практически все работники умственного труда — прослойкой между пролетариатом и трудовым крестьянством, к которой и отношение соответствующее. С зарплатой такой, чтобы ничего лишнего себе не позволить.

И в прошлом веке на любом советском предприятии были итээровцы, которые без сожаления меняли уютные кабинеты на токарные и слесарные станки. Потому что рабочий на сдельщине в месяц мог заработать вдвое-втрое больше инженера. Государство, однако, такие "понижения" не особо жаловало. А теперь жалует. В условиях нашего несовершенного рынка подобные перекосы приобрели и вовсе гипертрофические формы. По мере того как происходит девальвация высшего образования, никто специалистов с ним не удерживает. Хочешь — иди со своим красным дипломом в рабочие, хочешь — в таксисты или продавцы, а хочешь — в дворники. И ведь идут, потому как каждому хорошо жить хочется сейчас, а не потом. И наше научно-техническое отставание от развитых стран во многом, между прочим, по этой причине происходит. В развитых странах давно поняли, что прогресс двигают, прежде всего, интеллектуалы, высокообразованные специалисты.

Кто-то может возразить: нет, мол, ничего зазорного в том, если человек, чтобы хорошо заработать, не гнушается никакой грязной работы, ведь денег, как известно, никогда много не бывает. Но вот какое обстоятельство заставляет посмотреть на ситуацию с другой стороны. Не очень богатое наше государство затратило и продолжает тратить немалые средства на подготовку квалифицированных специалистов. Да и те, которые учатся на платных вузовских местах, реальную стоимость своего обучения не возмещают. А вузы продолжают штамповать специалистов, значительная часть которых так и не найдет достойного применения полученным знаниям, квалификации. Благо, если еще такой выпускник пойдет работать хоть и не по специальности, но его знания окажутся полезными. А между тем педагогов отдельных специальностей, воспитателей детсадов, врачей не хватает не только в глубинке. И никакими пряниками, кроме достойной зарплаты, их туда не заманишь.

Но, к примеру, работа с детьми — это такие профессии, где без призвания вовсе делать нечего. Профессию учителя ежегодно получают тысячи, а вот настоящими учителями становятся единицы. Не каждый сможет справиться и с кучей ребятишек в детском саду. Но в последние годы многие педвузы столкнулись с проблемой набора даже на бюджетное обучение. Соответственно и уровень подготовки таких абитуриентов не очень высок. Да и чего от них ожидать: в вуз идут не за конкретной специальностью, а за дипломом.

И в целом анализ оплаты труда в бюджетной сфере выявляет ряд проблем, разница в оплате сведена практически до минимума. Однако такое положение дел развращает одних и лишает интереса других. Ситуацию необходимо коренным образом исправлять. Согласитесь, уборщица не должна получать больше, чем молодой специалист с высшим образованием. Какую его зарплату можно считать достойной? Чтобы мог на нее нормально питаться, одеваться, оплачивать коммунальные услуги. В общем, не думать хотя бы о том, как добыть хлеб насущный.

Мне кажется, это непозволительное расточительство — выпускать дипломированных уборщиц, дворников, продавцов. Не лучше ли сделать логичное перераспределение бюджетных средств. Повысив зарплату тем же педагогам, работникам других бюджетных отраслей, можно одновременно сэкономить. Ведь у молодых людей тогда не будет желания бросить низкооплачиваемую работу, у них появится мотивация трудиться больше и лучше. Текучесть кадров снизится, а их квалификация, наоборот, будет расти. Вузам, в свою очередь, потребуется выпускать меньше новых специалистов, следовательно, средств на их подготовку тоже понадобится меньше. Не говоря уже о том, что конкурс на не очень престижные специальности увеличится, и вузовские места займут наиболее достойные.

Любовь Лобан

Источник: © Правда Гомель

Предыдущая статья О вступительных испытаниях при поступлении на I ступень высшего образования
Следующая статья График ЦТ 2016
Оценить статью:
4.8

Name:
Email:
Subject:
Message:
x

Статьи, новости, события
RSS
Присоединяйтесь!
 
Яндекс.Метрика

Terms Of UsePrivacy StatementCopyright 2013 - 2020 by Budny.by
beylikdüzü escort
fapjunk.com
thaiapp.org kaçak bahis siteleri alsancak escort escort izmir escort izmir konak escort escort Denizli escort antalya escort antalya escort antalya escort Ankara escort ankara bornova escort escort izmir
tempobet giris