Search
× Search

Новости образования

На педагогические специальности - со своим портфолио
Редактор

На педагогические специальности - со своим портфолио

Выпускники профильных педагогических классов, которым планируют дать возможность поступления на педагогические специальности вузов без экзаменов, должны будут предоставить в приемную комиссию портфолио, составленное школьными учителями. Об этом рассказал участникам круглого стола ректор Белорусского государственного педагогического университета, профессор Александр Жук. В центре внимания администраций школ и представителей органов управления оказались вопросы функционирования профильных педагогических классов.

Углубление в профессию

В учреждениях образования нашей страны функционируют 102 педагогических класса и профильных групп, в которых обучаются около 1,5 тысячи десятиклассников. Большая организационная работа была проведена на Минщине: как результат - в области в 35 учреждениях образования создано 10 педагогических классов и 29 профильных групп. Зато в столице открыто всего 8 педагогических классов в 5 школах и гимназиях Фрунзенского, Центрального и Партизанского районов. А в четырех районах города не создано ни одного педагогического класса, хотя для столичных учреждений образования кадровый вопрос стоит наиболее остро.

Пионером в возрождении педагогических классов стала 20-я столичная гимназия: здесь еще год назад были открыты четыре профильних 10-х класса, которые поддержал Белорусский государственный педагогический университет. Фактически они начали функционировать, когда в стране еще не была создана для их нормативно-правовая база. Но в этом учебном году все было продумано до мелочей заранее. Для старшеклассников был разработан факультативный курс «Введение в педагогическую профессию», рассчитанный на два года (всего 140 часов) и разделен на четыре содержательных модуля: «В мире педагогической профессии», «Человек, который узнает: практическая психология познания», «Я в педагогической профессии» и «Познай самого себя».

- Для того, чтобы сформировать у старшеклассников мотивацию и укрепить их решение стать педагогом, очень важно, чтобы этот факультатив вели влюбленные в свою профессию учителя, достигшие в ней определенных высот: педагоги высшей категории, учителя-методисты, финалисты и участники конкурса «Учитель года». Профессионалы, которые на собственном примере демонстрируют, что в педагогике есть место успешным и уверенным в себе людям. А если факультатив будет вестись формально и педагог будет просто «отбывать свое время», то мы получим совсем не тот эффект, который ожидаем, - считает Александр Жук. - По запросам школ и гимназий к проведению факультативных занятий могут привлекаться и представители профессорско-преподавательского состава университетов, специалисты в области педагогики и психологии. Сейчас, например, три преподаватели БГПУ ведут факультативный курс в школах Минска и Минской области. Мы должны проводить работу по профориентации на педагогическую профессию с пониманием ее исключительной важности. Какой учитель - такова и школа. Поэтому наша работа в профильных классах направлена ​​на то, чтобы заложить хороший фундамент для подготовки будущего педагога. Мотивация к профессии - это, наверное, самое важное.

Не разочароваться в выборе

Суть профильной подготовки будет заключаться в изучении двух предметов (математики, физики, языка или других) на повышенном уровне плюс факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». Это первая модель. Вторая модель - создание групп из разных классов параллели, которые будут изучать вышеупомянутый факультативный курс. И третья модель - создание в сельской местности межшкольного факультатива.

Таким образом, педагогические специальности получат через два года качественное пополнение: с одной стороны, придут поступать абитуриенты с хорошей подготовкой по школьным дисциплинам, а с другой - люди, которые знают специфику будущей профессии и сделали сознательный выбор.

Предполагается, что поступать на педагогические специальности без экзаменов смогут только те выпускники, которые имеют отметки 7 и выше баллов по всем предметам учебного плана. Учителя, работающие в педагогических классах, не скрывают, что некоторые десятиклассники пришли в педагогические классы только для того, чтобы получить хорошую подготовку по определенным предметам. Но посещение факультатива заставило их по-другому посмотреть на педагогическую профессию. Более того, появились уже и другие желающие посещать этот курс.

Содержание программы факультативных занятий заставляет старшеклассников искать ответы на ряд вопросов. Какие требования предъявляются к учителю? Что он должен уметь? Какими качествами должен обладать? Могу ли я быть учителем? Есть ли у меня профессионально важные качества? И так далее.

Рассмотреть будущего коллегу

- И все же мы понимаем, что не всех школьных отличников или «хорошистов» можно допускать в школу в качестве педагогов, - констатирует Александр Жук. - Именно поэтому и возникла необходимость заполнения портфолио. Все-таки привилегия поступления без экзаменов в вузы должна быть чем-то подкреплена. И обычной характеристики-рекомендации будет в этом случае недостаточно. Очень важное значение имеет углубление школьника в педагогическую профессию. Надо дать ему возможность попробовать себя в роли учителя, поэтому школьные педагоги должны фиксировать достижения своих учеников в течение двух лет: работу вожатыми, помощниками классных руководителей в младших классах, волонтерами в оздоровительных лагерях, участие в организации различных школьных мероприятий и так далее. Одним словом, характеристика должна быть содержательной. А если подросток пропустил половину факультативных занятий, то вряд ли его можно считать мотивированным выпускником и тем более создавать ему особые условия при поступлении.

Педагоги с такой постановкой вопроса согласны, только просят: не превращайте нашу миссию в бумажную волокиту, не формализовывайте работу, а определите тот минимум информации, которую должно содержать портфолио. Тем более, что одна учебная четверть уже прошла.

- Я знаю, есть опасения, что через некоторое время количество выпускников педагогических классов может оказаться превышать числа мест на педагогических специальностях. Пусть среди них будет конкурс. Это даже хорошо! - Считает ректор БГПУ. - В некоторых европейских странах, где также столкнулись с падением престижа профессии учителя, время от времени сокращают прием на педагогические специальности, чтобы искусственно создать на них конкурс. И в обществе складывается мнение, что поступить в педагогический университет достаточно сложно, а значит, престижно. Мы, конечно, так делать не будем, но здоровая конкуренция должна присутствовать.

Конкуренция между медалистами

Кстати, если на уровне страны два года назад принималось решение предоставить школьным медалистам и владельцам дипломов с отличием возможность поступать на педагогические специальности без экзаменов, у этого решения достаточно скептиков. Говорили: неужели медалисты откажутся от поступления на более престижные специальности? Но они пришли. Причем половина от общего количества медалистов, которые сделали выбор в пользу педагогики, принесла свои документы в Белорусский государственный педагогический университет. Они поверили в то, что их здесь ждут. В БГПУ сформулировали 10 причин, по которым нужно поступать именно к ним. Медалистам направляли личные приглашения от ректора. И в этом году на первом курсе здесь учатся 132 медалиста. У отличников самой большой популярностью пользовался факультет специального образования, куда подали свои документы 19 медалистов и обладателей дипломов с отличием, факультет белорусского и русской филологии (17 медалистов и обладателей дипломов с отличием) и физико-математический факультет (15 медалистов).

Вместе с тем, на филологический факультет не смогла пройти абитуриентка с суммой баллов 324! Девушка планировала изучать в педуниверситете русский язык и литературу. На эту специальность было выделено всего 15 бюджетных мест. И именно сюда подали свои документы 10 медалистов и 6 выпускников с целевыми направлениями от отделов образования. Таким образом, на обычный конкурс бюджетных мест вообще не осталось. Девушке предложили платную форму обучения, но университет выплачивает ей ректорскую стипендию.

Футурологи утверждают, что в середине текущего столетия в тройку самых востребованных профессий войдут три: специалист в сфере ИТ, врач и педагог. Поэтому остаться без работы шансы у учителей - минимальные ...

В 126-й столичной школе учеников «протестировали» на педагогические страхи. "Не смогу найти подход к детям и заинтересовать их» - это опасение оказалось на первом месте.

Чего еще боятся подростки, которые пока не сделали окончательно выбор в пользу педагогики? «Буду переживать и растеряюсь». «Дети не будут меня слушаться и уважать». «Я буду плохим педагогом». Исчезнет ли их неуверенность через два года? Педагоги надеются, что их воспитанники будут вспоминать свои опасения с улыбкой ...

Надзея НІКАЛАЕВА

Звязда

Предыдущая статья Министр образования ответил на наиболее волнующие вопросы
Следующая статья Новые возможности для профтехшколы
Оценить статью:
5.0

Name:
Email:
Subject:
Message:
x

Статьи, новости, события
RSS
Присоединяйтесь!
 
Terms Of UsePrivacy StatementCopyright 2013 - 2020 by Budny.by
beylikdüzü escort
fapjunk.com
thaiapp.org kaçak bahis siteleri alsancak escort escort izmir escort izmir konak escort escort Denizli escort antalya escort antalya escort antalya escort Ankara escort ankara bornova escort escort izmir
tempobet giris