Search
× Search

Новости образования

Педагоги СНГ рассказали почему и зачем нужно молодежи знать русский язык
Редактор

Педагоги СНГ рассказали почему и зачем нужно молодежи знать русский язык

Как сделать, чтобы молодежь стран СНГ активнее интересовалась русским языком и русской классической литературой? Как вернуть интерес к чтению подрастающему поколению? Какие активные формы обучения должен использовать в своей работе педагог? Ответы на эти вопросы попытались найти участники Международного конкурса педагогических проектов популяризации русского языка, русской культуры и образования на русском языке в государствах – участниках СНГ.

В конкурсе, объявленном минувшим летом, приняли участие свыше 100 педагогов из 11 стран. Лучшие проекты были допущены до финала, состоявшегося в Москве 8 сентября. Во время этого очного мероприятия компетентное жюри, включавшее профессоров из ведущих московских вузов, определило авторов лучших педагогических практик стран СНГ. Следующим этапом работы оргкомитета конкурса стали презентации наиболее интересных проектов в Молдове, Узбекистане, Казахстане, в которых приняли активное участие педагоги из этих стран. Проходило живое, заинтересованное обсуждение проектов, призванное выявить потенциал для их широкого использования в педагогической практике конкретных стран.

Мы побеседовали с председателем оргкомитета конкурса, доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой «Перевода и переводоведения» ПензГТУ Дмитрием Жаткиным.

Какие идеи педагогов, ориентированные на молодежную среду, показались Вам особенно интересными?

– Мне запомнились слова педагога из г. Осиповичи Могилевской области Республики Беларусь Татьяны Амбрушкевич о том, что не нужно пытаться переломить, трансформировать сознание современного подростка, что его нужно воспринимать как данность, под которую должен адаптироваться учебный процесс в современной школе. Татьяна Львовна представила на конкурс урок литературы на тему «Про что “Отцы и дети”?», ставший победителем в номинации «Русская литература как зарубежная».

Педагогическая мастерская ценностных ориентаций Инны Винник из Минской области «Билет в Город детства», один из самых глубоких проектов конкурса, посвящена развитию эмоциональной сферы учащихся через столкновение ожидания и реальности, вызывающее инсайты.

Интересным показался урок белорусского педагога Анны Шикуновой «Сочинение-описание по картине Владимира Кудревича “Утро весны”». В ходе совместной творческой деятельности учитель одновременно с учениками поэтапно создает свой вариант сочинения. Тем самым на уроке наставник определяет своё место не над детьми, а с ними. Учитель одновременно с учениками выполняет свои же задания, творит наравне с пятиклассниками. Ученик может «пригласить» в свое сочинение любое понравившееся ему слово, сравнение, предложение, прозвучавшее на уроке из уст учителя или одноклассника, и это не плагиат, а опыт употребления. Главные принципы педагога – гуманизм, поддержание творческой инициативы ученика, корректное направление хода его мыслей, рекомендательный характер исправлений. Для ученика урок развития речи в рамках технологии сотрудничества − это ценнейший опыт создания собственного высказывания с опорой на речевые и грамматические образцы учителя и «находки» своих одноклассников.

Лучшие педагогические проекты будут представлены на страницах третьего выпуска международного сборника «Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере».

Кто из педагогов Казахстана принял участие в конкурсе?

– Всего в конкурсе приняло участие 17 казахстанских педагогов, многие из которых вошли в число авторов пятидесяти лучших проектов заочного этапа, а трое стали финалистами, участниками очного этапа в Москве.

Кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы специализированного лицея №165 г. Алматы Марина Асылбекова, представившая проект «Заседание Клуба любителей поэзии на тему "Лирический портрет Марины Цветаевой"», на этапе подготовки внеклассного мероприятия сформировала из учащихся четыре творческие группы: группу актеров и художников, подготавливающую видеоролик с визуализацией любимого стихотворения Цветаевой, группу биографов, подготавливающую видеоэкскурсию «Цветаевские места», группу исследователей, создающую презентацию «Памятники Марине Цветаевой» и пишущую речь при открытии памятника, группу журналистов и операторов, подготавливающую вопросы, берущую интервью и монтирующую небольшой видеосюжет «Что знают о Цветаевой наши современники?». В начале занятия посредством визуального ряда учитель осуществляет динамичное, действенное включение в разговор, поднимая вопрос о том, можно ли считать цветаевские строки «Под свист глупца и мещанина смех – / Одна из всех – за всех – противу всех!» авторским определением своей судьбы. Догадка, основанная на собственных предположениях, хорошо запоминается и позитивно проецируется на изучаемые тексты, позволяя сохранить в памяти доминанту художественного образа. Педагог обращается к работе с цитатами и ассоциациями, предлагает поразмышлять, прав ли И.А.Бродский, утверждая, что «Цветаева – поэт чрезвычайно искренний, вообще, возможно, самый искренний поэт в истории русской поэзии», после чего каждая группа получает конверт с тридцатью картинками: это разные образы – море, рябина, огонь, крылья, конь, бабочка, гора, купола церквей и др.   Задача учащихся – выбрать из предложенных картинок 10-15 изображений, сгруппировать их, объяснить свой выбор, обязательно подтвердив его строками стихотворений Марины Цветаевой. Далее учитель предлагает познакомиться с предварительными результатами работы проектных групп, посмотреть снятые видеоролики, подготовленные презентации, послушать речь при открытии памятника, подготовленную с опорой на известные речи И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и др. На этапе рефлексии каждая группа пишет продолжение фразы «Поэзия Цветаевой – это…».

Среди других проектов, представленных на конкурс, назову методическую разработку учителя русского языка и литературы средней школы №1 им. М.Горького города Балхаш Карагандинской области Казахстана Татьяны Николаевны Лось «Затесавшееся столетье. Серебряный век русской литературы», создающую целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи. Педагог формирует у учащихся умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать материал, развивает образное и ассоциативное мышление.

Какие результаты дали образовательные семинары по итогам конкурса?

– Во время мероприятий мы распространяли среди педагогов опросники, в которых просили высказаться о представленных проектах, возможности их использования в практической деятельности. Педагоги приняли проекты заинтересованно. Кто-то говорил, что некоторые из разработок сложны для реализации в силу необходимости большой подготовки и наличия обучаемых с высоким уровнем владения русским языком, однако в целом отзывы были положительными. Учителя выражали нам огромную благодарность за предоставленную возможность таких методических встреч, обмена опытом, профессионального диалога.

Запомнилась встреча в Узбекистане. Она прошла на базе школы № 32 Зангиатинского района Ташкентской области. Эта школа, имеющая в республике репутацию центра инновационных технологий в преподавании русского языка, в начале сентября при финансовой поддержке  автономной некоммерческой организации «Русская Гуманитарная миссия», возглавляемой журналистом-международником Евгением Примаковым, была оснащена комбинированными и инновационными интерактивными досками с соответствующим программным обеспечением, видеопроекторами, ноутбуками с многофункциональными принтерами и другой специализированной техникой, что вызывает интерес у педагогов других школ Узбекистана. В организации этой нашей встречи принял активное участие Международный женский общественный фонд "Sharq Ayoli" («Женщина Востока»).

Каковы перспективы дальнейшего проведения конкурса?

– Увидев столько заинтересованных глаз, столько энтузиазма, подвижничества, желания нести знания детям, мы не должны останавливаться, сделав только первый шаг. Второй, третий конкурсы обязательно дадут кумулятивный эффект. Поэтому они обязательно должны состояться. Мы приложим к этому все усилия.

Предыдущая статья Erasmus + открывает Информационные центры для молодежи в регионе Восточного соседства
Следующая статья Открыт очередной конкурс на получение стипендии Фулбрайта на 2017-2018 учебный год
Оценить статью:
Нет рейтинга
Социальные комментарии Cackle

Name:
Email:
Subject:
Message:
x

Статьи, новости, события
RSS
Присоединяйтесь!
 
Terms Of UsePrivacy StatementCopyright 2013 - 2017 by Budny.by