Search
× Search
 

Новости образования

Министр образования ответил на наиболее волнующие вопросы
Редактор

Министр образования ответил на наиболее волнующие вопросы

В Министерстве образования прошла прямая линия, в которой принял участие министр образования Михаил Анатольевич Журавков. Главе министерства поступил ряд вопросов от педагогов, руководителей учреждений, учащейся молодежи, касающихся развития системы образования на ближайшую перспективу, а также вопросы частного характера. 

- Как вы относитесь к статусу классного руководителя и к тому, чтобы классное руководство осуществлял не учитель-предметник, а освобожденный педагог? Как вы считаете, нужно ли усилить профессиональный отбор при поступлении на педагогические специальности?

- Сегодня особое внимание уделяется статусу классного руководителя. Усиление его роли - важная задача деятельности современного учреждения образования. Педагогический работник, выполняющий обязанности классного руководителя, является ключевой фигурой воспитательного процесса. Мы не считаем, что учитель-предметник должен быть освобожден от классного руководства. Наоборот, сегодня особое внимание необходимо обратить на усиление воспитательного потенциала урока, поскольку большую часть времени учащиеся проводят именно на учебных занятиях. У учителя-предметника есть уникальная возможность воспитывать учащихся как через содержание учебного предмета (подбор учебных заданий, дидактического материала и др.), так и через различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, способствующие развитию коммуникативных умений, формированию навыков самооценки деятельности.

Вместе с тем я согласен, что нужно усилить профессиональный отбор при поступлении на педагогические специальности. Возможно, нужно вернуться к характеристикам-рекомендациям с учетом участия в волонтерском движении, детских и молодежных общественных объединениях и др.

Современное информационное пространство позволяет внедрять новые технологии социальной, воспитательной и идеологической работы. В практику деятельности классных руководителей для общения с учениками и их родителями все более должно входить применение электронной почты, развитие внутрисетевого взаимодействия на основе позитивного диалога. Педагогам рекомендуется обратить особое внимание на культуру сетевого общения с учащимися и родителями, не забывать об этике и морали.

К сожалению, школьная нагрузка "классный руководитель" является не совсем престижной и не популярна среди учителей. Одна из причин - это необходимость ведения большого количества документов.

На классных руководителей возлагаются функции по сбору средств на ремонт классов, распространение билетов на спортивные мероприятия, музеи, кинотеатры. Также учителя привлекаются к различным дежурствам, субботникам, патрулированию и др.

Считаю, что основной функцией учителя должна быть функция учить и воспитывать детей, все другие функции, непосредственно не связанные с педагогической работой, должны быть убраны из практики деятельности школ. Необходимо максимально исключить ненужные и дублирующие документы, а ведение документации перевести в электронный формат.

Справка

В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20 декабря 2011 года № 283, воспитательную работу с учениками класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Основанием для осуществления учителем организационно-воспитательной работы (классного руководства) служат должностные обязанности учителя, определенные в 28 выпуске Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 21 октября 2011 года № 105.

Классный руководитель назначается приказом руководителя учреждения образования из числа учителей на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования. Оплата труда классного руководителя обеспечивается за счет выделенных на класс 5 часов организационно-воспитательной работы. Как показывает практика, эти часы используются в школах не только для оплаты труда классных руководителей, но и для оплаты за заведование кабинетом, за пришкольный участок и т.д.

Организация работы классного руководителя регламентируется инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (Сборник нормативных документов Министерства образования № 24, 2012 год).

Документация классного руководителя: план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день); социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года); аналитический отчет о воспитательной работе за год.

- Намерено ли  министерство вести диалог со службами МЧС, здравоохранения, МВД с целью сокращения документооборота и освобождения учителей от несвойственных им обязанностей?

- Министерством образования принят ряд мер, направленных на сокращение документооборота в учреждениях общего среднего образования. Установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо вести отдельным категориям педагогических работников, в том числе учителям и классным руководителям (письмо Министерства образования от 21.10.2014 № 05-21 / 212). В инструктивно-методическом письме до начала 2014/2015 и 2015/2016 учебных годов введен общий раздел "Ведение плановой и учетно-отчетной документации", в котором четко прописаны обязательные документы учителя, который преподает тот или иной учебный предмет, при этом сделан акцент на то, что форму планирования учитель определяет самостоятельно. Предложены конкретные меры по снижению документооборота в учреждениях общего среднего образования (письмо Министерства образования от 10.04.2015 № И-05-21 / 70 направлено в управлении образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома).

Однако вопрос окончательно не решен. Во исполнение требований Указа Президента Республики Беларусь № 135 от 23 марта 2015 года "О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь" и снижения документооборота в учреждениях общего среднего образования Министерство образования инициировало перед Советом Министров подготовку и направление письма в облисполкомы, Мингорисполком, другие органы государственного управления, в том числе и МЧС, здравоохранение, МВД.

В соответствии с поручением Совета Министров, республиканскими органами государственного управления доведено до сведения подчиненных и подведомственных организаций и структур информация о снижении документооборота в учреждениях общего среднего образования и освобождения учителей от выполнения несвойственных функций, а также проведен анализ документации, которую ведут педагогические работники подведомственных им учреждений образования.

- Хотелось бы узнать, планируются ли преобразования в сфере методических структур? Какая судьба ждет районные учебно-методические кабинеты, областные институты развития образования?

- На сегодняшний день институты развития образования являются многофункциональными учреждениями, которые решают задачу не только повышения квалификации педагогических кадров, но и другие задачи в сфере образования, которые ставятся в регионах. Поэтому присоединение институтов развития образования к региональным университетам, о чем идет речь в педагогической среде, считаем нецелесообразным.

Что касается учебно-методических кабинетов, то сейчас Министерством образования совместно с заинтересованными структурами ведется работа по определению оптимальной структуры методической службы, которая позволит наиболее эффективно решать поставленные задачи.

- После окончания университета я планировал поступать в аспирантуру академии наук. Но недавно прочитал в "Учительской газете", что в Кодексе об образовании аспирантура будет считаться третьей ступенью высшего образования. Значит ли это, что аспирантура останется только в университетах?

- Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О научной деятельности" и в Кодекс об образовании" не содержит положений, ущемляющих права научных организаций, находящихся в ведении НАН Беларуси, поскольку исключение из Кодекса об образовании раздела XII "послевузовское образование "не лишает права научных организаций на реализацию образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) и подготовку научных работников высшей квалификации в форме соискательство.

В проекте закона предусмотрено, что к организациям, реализующим образовательную программу аспирантуры (адъюнктуры), относятся в том числе научные организации, подчиненные НАН Беларуси.

- Мой сын в целом учится хорошо (средний балл за первую четверть - 7,5), но ему не совсем дается русский язык - у него за четверть "четверка". При этом учитель вызывает его к доске на каждом уроке. Возможно, она считает, что таким образом стимулирует ребенка к учебе. Хотя, по моему мнению, она создает для него стрессовую ситуацию. Скажите, насколько правильно поступает учительница?

- Если возникают такие проблемы, то прежде всего нужно обратиться за помощью к администрации учреждения образования, которая должна разобраться в ситуации: провести беседу с учителями-предметниками, посетить его уроки, привлечь педагога-психолога для оказания психологической помощи ученику, а также с целью успешного освоения вашим ребенком учебного материала по предмету организовать проведение поддерживающих занятий по русскому языку.

Если говорить в целом о существующих нормативы, то для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся устанавливается поурочный и тематический контроль. Поурочный контроль осуществляется в устной и письменной форме или в их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового, фронтального). Тематический контроль осуществляется посредством проведения самостоятельных и контрольных работ, других методов и средств контроля. Методы и средства контроля определяются педагогом с учетом возрастных особенностей учащихся в целях получения объективной информации о качестве учебно-познавательной деятельности учащихся и их учебных достижениях, предоставляя им равные возможности быть оцененными в соответствии с 10-балльной системой оценки знаний.

- В регионах учебным заведениям по-прежнему доводятся нормы по сбору вторичного сырья. Хуже всего, что эти нормы не только неправомерные, но и нереальные для выполнения.

- На сегодняшний день планы по сбору вторсырья не доводятся.

В учреждениях образования в целях привития детям и подросткам знания о ценности природных ресурсов, привлечения их к социальной работы, значимой для сохранения лесных запасов страны, проводятся различные акции, к которым привлекают учеников младших и старших классов.

Подобные акции организовываются в игровой, соревновательной форме, они не затрудняют школьников какими заботами и обязанностями, но позволяют почувствовать свою значимость в обществе, а также проявить лидерские качества. За участие в таких акциях, как правило, награждают всех участников, а лидеров поощряют подарками.

- Работаю педагогом дополнительного образования детей и молодежи. Недавно было принято решение о запрете проведения занятий по воскресеньям. С чем это связано? Выходной же день наиболее благоприятен для проведения занятий и отвлечения детей от улицы.

- В соответствии с п. 71.4 Санитарных норм и правил "Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений", утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.06.2013 № 43, с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63, занятия с детьми в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулярных дней.

- Какой должна быть современная инклюзивная школа в контексте работы с детьми с особенностями психофизического развития, мигрантами, одаренными, детьми из семей, находящихся в социально опасном положении?

- Инклюзивное школа - это школа, в которой учитываются особенности и потребности каждого ученика, школа, которая готова принять любого учащегося, независимо от его проблем или достижений. И не просто принять, а создать все необходимые условия для его включения в образовательный процесс. Специальные условия - это и специальные педагогические методики, современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционные, это и обеспечение индивидуального подхода, и подготовленные кадры, в некоторых случаях - дополнительные штатные единицы. Конечно, должна быть создана доброжелательная образовательная среда, в широком смысле этого слова: от безбарьерной архитектурной среды для определенных категорий учащихся до толерантного отношения, которое позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка, обеспечить наиболее полное участие каждого учащегося в жизни учреждения образования.

Сегодня в нашей стране мы рассматриваем инклюзивного образования чаще в отношении детей с особенностями психофизического развития. Принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, разрабатывается план мероприятий по реализации этой Концепции. Идет экспериментальная работа в нескольких школах страны. Определенный импульс развитию инклюзивного образования указанной категории учащихся дает и факт подписания нашей страной Конвенции о правах инвалидов (Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2015 № 401).

Падрыхтавала Ала КЛЮЙКО.
Фота Алега ІГНАТОВІЧА.

"Настаўніцкая газета"

Предыдущая статья Ярмарка инновационных идей - 2015
Следующая статья На педагогические специальности - со своим портфолио
2042 Оценить статью:
4.0
Социальные комментарии Cackle

Name:
Email:
Subject:
Message:
x

Новые материалы

10 часов бесплатных лекций, мастер-классов, кинопоказов и киноквизов: в Минске впервые пройдет Cinema Weekend

Интеллект как бюджет для фильма. В Минске прошел мастер-класс по безбюджетному кино

Смотр-конкурс художественной самодеятельности "А ну-ка, первокурсник!" Международного университета "МИТСО"

Подведены итоги конкурса "Дизайн входного билета-2016 в Национальный художественный музей Республики Беларусь"

RSS

Новости

Уроки проекта «Чытаем па-беларуску з velcom» собрали более 3 000 младших школьников в Гродненской области

Лекция-обсуждение "Академические свободы и мобильность для аспирантов и молодых преподавателей"

RSS

Мы Вконтакте

 

Terms Of UsePrivacy StatementCopyright 2013 - 2016 by Budny.by