Search
× Search
 

Новости образования

На педагогические специальности - со своим портфолио
Редактор

На педагогические специальности - со своим портфолио

Выпускники профильных педагогических классов, которым планируют дать возможность поступления на педагогические специальности вузов без экзаменов, должны будут предоставить в приемную комиссию портфолио, составленное школьными учителями. Об этом рассказал участникам круглого стола ректор Белорусского государственного педагогического университета, профессор Александр Жук. В центре внимания администраций школ и представителей органов управления оказались вопросы функционирования профильных педагогических классов.

Углубление в профессию

В учреждениях образования нашей страны функционируют 102 педагогических класса и профильных групп, в которых обучаются около 1,5 тысячи десятиклассников. Большая организационная работа была проведена на Минщине: как результат - в области в 35 учреждениях образования создано 10 педагогических классов и 29 профильных групп. Зато в столице открыто всего 8 педагогических классов в 5 школах и гимназиях Фрунзенского, Центрального и Партизанского районов. А в четырех районах города не создано ни одного педагогического класса, хотя для столичных учреждений образования кадровый вопрос стоит наиболее остро.

Пионером в возрождении педагогических классов стала 20-я столичная гимназия: здесь еще год назад были открыты четыре профильних 10-х класса, которые поддержал Белорусский государственный педагогический университет. Фактически они начали функционировать, когда в стране еще не была создана для их нормативно-правовая база. Но в этом учебном году все было продумано до мелочей заранее. Для старшеклассников был разработан факультативный курс «Введение в педагогическую профессию», рассчитанный на два года (всего 140 часов) и разделен на четыре содержательных модуля: «В мире педагогической профессии», «Человек, который узнает: практическая психология познания», «Я в педагогической профессии» и «Познай самого себя».

- Для того, чтобы сформировать у старшеклассников мотивацию и укрепить их решение стать педагогом, очень важно, чтобы этот факультатив вели влюбленные в свою профессию учителя, достигшие в ней определенных высот: педагоги высшей категории, учителя-методисты, финалисты и участники конкурса «Учитель года». Профессионалы, которые на собственном примере демонстрируют, что в педагогике есть место успешным и уверенным в себе людям. А если факультатив будет вестись формально и педагог будет просто «отбывать свое время», то мы получим совсем не тот эффект, который ожидаем, - считает Александр Жук. - По запросам школ и гимназий к проведению факультативных занятий могут привлекаться и представители профессорско-преподавательского состава университетов, специалисты в области педагогики и психологии. Сейчас, например, три преподаватели БГПУ ведут факультативный курс в школах Минска и Минской области. Мы должны проводить работу по профориентации на педагогическую профессию с пониманием ее исключительной важности. Какой учитель - такова и школа. Поэтому наша работа в профильных классах направлена ​​на то, чтобы заложить хороший фундамент для подготовки будущего педагога. Мотивация к профессии - это, наверное, самое важное.

Не разочароваться в выборе

Суть профильной подготовки будет заключаться в изучении двух предметов (математики, физики, языка или других) на повышенном уровне плюс факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». Это первая модель. Вторая модель - создание групп из разных классов параллели, которые будут изучать вышеупомянутый факультативный курс. И третья модель - создание в сельской местности межшкольного факультатива.

Таким образом, педагогические специальности получат через два года качественное пополнение: с одной стороны, придут поступать абитуриенты с хорошей подготовкой по школьным дисциплинам, а с другой - люди, которые знают специфику будущей профессии и сделали сознательный выбор.

Предполагается, что поступать на педагогические специальности без экзаменов смогут только те выпускники, которые имеют отметки 7 и выше баллов по всем предметам учебного плана. Учителя, работающие в педагогических классах, не скрывают, что некоторые десятиклассники пришли в педагогические классы только для того, чтобы получить хорошую подготовку по определенным предметам. Но посещение факультатива заставило их по-другому посмотреть на педагогическую профессию. Более того, появились уже и другие желающие посещать этот курс.

Содержание программы факультативных занятий заставляет старшеклассников искать ответы на ряд вопросов. Какие требования предъявляются к учителю? Что он должен уметь? Какими качествами должен обладать? Могу ли я быть учителем? Есть ли у меня профессионально важные качества? И так далее.

Рассмотреть будущего коллегу

- И все же мы понимаем, что не всех школьных отличников или «хорошистов» можно допускать в школу в качестве педагогов, - констатирует Александр Жук. - Именно поэтому и возникла необходимость заполнения портфолио. Все-таки привилегия поступления без экзаменов в вузы должна быть чем-то подкреплена. И обычной характеристики-рекомендации будет в этом случае недостаточно. Очень важное значение имеет углубление школьника в педагогическую профессию. Надо дать ему возможность попробовать себя в роли учителя, поэтому школьные педагоги должны фиксировать достижения своих учеников в течение двух лет: работу вожатыми, помощниками классных руководителей в младших классах, волонтерами в оздоровительных лагерях, участие в организации различных школьных мероприятий и так далее. Одним словом, характеристика должна быть содержательной. А если подросток пропустил половину факультативных занятий, то вряд ли его можно считать мотивированным выпускником и тем более создавать ему особые условия при поступлении.

Педагоги с такой постановкой вопроса согласны, только просят: не превращайте нашу миссию в бумажную волокиту, не формализовывайте работу, а определите тот минимум информации, которую должно содержать портфолио. Тем более, что одна учебная четверть уже прошла.

- Я знаю, есть опасения, что через некоторое время количество выпускников педагогических классов может оказаться превышать числа мест на педагогических специальностях. Пусть среди них будет конкурс. Это даже хорошо! - Считает ректор БГПУ. - В некоторых европейских странах, где также столкнулись с падением престижа профессии учителя, время от времени сокращают прием на педагогические специальности, чтобы искусственно создать на них конкурс. И в обществе складывается мнение, что поступить в педагогический университет достаточно сложно, а значит, престижно. Мы, конечно, так делать не будем, но здоровая конкуренция должна присутствовать.

Конкуренция между медалистами

Кстати, если на уровне страны два года назад принималось решение предоставить школьным медалистам и владельцам дипломов с отличием возможность поступать на педагогические специальности без экзаменов, у этого решения достаточно скептиков. Говорили: неужели медалисты откажутся от поступления на более престижные специальности? Но они пришли. Причем половина от общего количества медалистов, которые сделали выбор в пользу педагогики, принесла свои документы в Белорусский государственный педагогический университет. Они поверили в то, что их здесь ждут. В БГПУ сформулировали 10 причин, по которым нужно поступать именно к ним. Медалистам направляли личные приглашения от ректора. И в этом году на первом курсе здесь учатся 132 медалиста. У отличников самой большой популярностью пользовался факультет специального образования, куда подали свои документы 19 медалистов и обладателей дипломов с отличием, факультет белорусского и русской филологии (17 медалистов и обладателей дипломов с отличием) и физико-математический факультет (15 медалистов).

Вместе с тем, на филологический факультет не смогла пройти абитуриентка с суммой баллов 324! Девушка планировала изучать в педуниверситете русский язык и литературу. На эту специальность было выделено всего 15 бюджетных мест. И именно сюда подали свои документы 10 медалистов и 6 выпускников с целевыми направлениями от отделов образования. Таким образом, на обычный конкурс бюджетных мест вообще не осталось. Девушке предложили платную форму обучения, но университет выплачивает ей ректорскую стипендию.

Футурологи утверждают, что в середине текущего столетия в тройку самых востребованных профессий войдут три: специалист в сфере ИТ, врач и педагог. Поэтому остаться без работы шансы у учителей - минимальные ...

В 126-й столичной школе учеников «протестировали» на педагогические страхи. "Не смогу найти подход к детям и заинтересовать их» - это опасение оказалось на первом месте.

Чего еще боятся подростки, которые пока не сделали окончательно выбор в пользу педагогики? «Буду переживать и растеряюсь». «Дети не будут меня слушаться и уважать». «Я буду плохим педагогом». Исчезнет ли их неуверенность через два года? Педагоги надеются, что их воспитанники будут вспоминать свои опасения с улыбкой ...

Надзея НІКАЛАЕВА

Звязда

Предыдущая статья Министр образования ответил на наиболее волнующие вопросы
Следующая статья Новые возможности для профтехшколы
1612 Оценить статью:
Нет рейтинга
Социальные комментарии Cackle

Name:
Email:
Subject:
Message:
x

Новые материалы

10 часов бесплатных лекций, мастер-классов, кинопоказов и киноквизов: в Минске впервые пройдет Cinema Weekend

Интеллект как бюджет для фильма. В Минске прошел мастер-класс по безбюджетному кино

Смотр-конкурс художественной самодеятельности "А ну-ка, первокурсник!" Международного университета "МИТСО"

Подведены итоги конкурса "Дизайн входного билета-2016 в Национальный художественный музей Республики Беларусь"

RSS

Новости

Уроки проекта «Чытаем па-беларуску з velcom» собрали более 3 000 младших школьников в Гродненской области

Лекция-обсуждение "Академические свободы и мобильность для аспирантов и молодых преподавателей"

RSS

Мы Вконтакте

 

Terms Of UsePrivacy StatementCopyright 2013 - 2016 by Budny.by