Search
× Search
18 августа 2017 г.

Студенту

Как успешно сдать экзамены?
Редактор

Как успешно сдать экзамены?

Нет ничего плохого в том, что человек нервничает перед экзаменом. Это говорит о том, что у него есть мотивация и он заинтересован в том, чтобы хорошо сдать предмет. Беспокойство и волнение перед проверкой ваших знаний – это совершенно нормально. Но бывает так, что страх перед экзаменом настолько заполняет разум, что места знаниям там уже не остается, они отходят на «второй» план.

Боязнь сдачи экзаменов – это нервозность, раздражительность, бессонница, рассеянность, «потерянность», пессимизм. Последствия очевидны. Подготовка к экзамену проходит весьма затруднительно – материал плохо запоминается, появляются посторонние дела, снижается способность к анализу материала, человек быстро утомляется, пропадает желание что-либо делать, появляется ощущение «пустоты».

Приведем пример самых распространенных среди студентов страхов.

Страх 1. Вытянуть билет, по которому не сможешь ответить ни слова

Есть люди, которые учат все билеты. И знания у таких людей практически отличные, но эти люди почему-то часто становятся жертвами мысли, что они однажды придут в аудиторию, вытянут билет и увидят там вопрос, на который не смогут ничего ответить.

Такое поведение характерно для очень педантичных людей, которые привыкли все делать на «отлично», а за щепетильностью скрывается неуверенность в себе. И сколько бы усилий ни затрачивалось, результат кажется недостаточным. Здесь важным советом будет поверить в себя. Сделать глубокий вдох и ... на легком дыхании начать отвечать. Тот, кто готовится к экзаменам, все же обладает информацией: пусть и не знает ее наизусть, но может поразмышлять на тему билета. Часто преподаватели ждут не так много, как кажется.

Страх 2. Просто преподаватель

У многих студентов руки и ноги отнимаются и теряется дар речи под пристальным и требовательным взглядом преподавателя.

Преподаватель как человек авторитетный иногда вызывает страх. Это инстинктивная реакция, еще с детства много кто привык так реагировать на тех, от кого зависят. Только уже стоит определиться, кем он себя ощущает больше: ребенком или взрослым? Если взрослым, то закономерно, что с преподавателем вы можете спокойно общаться чувствовать сябя при этом на равных.

Если это вызывает у вас затруднения, то попробуйте сконцентрироваться не на преподавателе, а на своем ответе. Представьте, что вы рассказываете всё это для себя.

Страх 3. Обязательно случится что-то плохое

Учебники прочитаны вдоль, поперек и даже по диагонали, конспект выучен наизусть, а в мыслях упорно прокручивается различные возможные во время экзамена ситуации: то как билет пришлось перетягивать, то в деталях представляешь свой ответ, и каждый раз кажется, что случится самое ужасное.

В самом механизме «прокручивания» ситуации в мыслях нет ничего плохого. То, что мы совершили в своей голове, намного проще осуществить. Попробуйте сконцентрироваться на тех способах выхода из сложных ситуаций, которые рисуются в голове. Если это сделать одному сложно, обсудите это с друзьями, возможно, кто-то придумает что-то комическое. А смех снимет напряжение. Думайте не о том, как будет страшно, если вдруг на экзамене начнете «плавать», а как будете при этом действовать, чтобы выйти из ситуации.

Страх 4. Отдать лишние дорогие минуты на подготовку

Многие откладывают важнейшие вопросы на последний день, поэтому не обходится без бессонной ночи и валерьянки.

Волноваться из-за этого не надо. Организм каждого человека имеет свой ритм, и для многих действительно трудно и вредно заставлять себя много дней сидеть за книжками. То же и с экзаменами: в стрессовой ситуации организм мобилизуется, и противники размеренного ритма подготовки могут с успехом запомнить материал, прочитанный в последний вечер.

Страх 5. Ощущение «каши в голове»

Многим знаком состояние, когда все изученные формулы, законы и определения сливаются в единую концентрированную массу знаний. Волнение приводит к тому, что вспомнить что-то конкретное, достать его из этой массы кажется делом невозможным. А вдруг и на экзамене ничего не вспомнишь?

«Каша в голове» - это симптом очень высокого уровня тревоги. Поэтому главная задача - успокоиться, а не стараться эту «кашу» сделать еще более концентрированной, бесконечно листая учебник. В состоянии напряжения запоминание неэффективно.

Страх 6. Озабоченность отличием

Образ желаемой отметки стала маячить на горизонте. Это мешает подготовке, ведь всегда думаешь, достаточно ли уже знаешь для этого балла. Сюда же примешивается страх не получить желаемого и недовольство собой в случае получения низкой оценки.

Опять же, слишком много перфекционизма. Лучшие результаты, в том числе и оценки за экзамен, получаются скорее в творческом порыве, чем после планомерной и педантичной подготовки, хотя о ней забывать нельзя. Стремление все делать на «отлично» рано или поздно приводит к невротизации. Нужно разрешить самому себе в чем-то и проиграть, быть менее совершенным. Это не значит, что «десятку» человек не получит, скорее всего - даже наоборот.

Страх 7. Бессонница

Даже перед легкими экзаменами может приходить состояние тревоги, что можешь проспать.

Полная мобилизация действительно многих лишает сна. Есть много релаксационных методик, позволяющих снять напряжение, например, релаксация по Бенсону.

Инструкция релаксации по методу Бенсона:

  • Сядьте спокойно в удобной позе
  • Закройте глаза
  • Расслабьте все мышцы, начиная с мышц ног и заканчивая мышцами лица. Сохраняйте состояние расслабленности.
  • Дышите через нос. Осознайте своё дыхание. После выдоха произнесите про себя слово «один». Например, «вдох…выдох – «один», вдох …выдох – «один» и т. д. Дышите легко и естественно.
  • Сохраняйте принятую позу от 10 до 20 минут. Вы можете открыть глаза, чтобы посмотреть на часы, но, не тревожась при этом. Когда вы закончите, посидите несколько минут – сначала с закрытыми, а потом с открытыми глазами. Не вставайте ещё несколько минут.
  • Не беспокойтесь о том, насколько успешно и глубоко Вы достигаете релаксации, не мучайтесь и не напрягайтесь – позвольте возникать релаксации в своём темпе. Когда вы отвлекаетесь, не останавливаясь на отвлечении и возвращаясь к повторению слова «один», то постепенно, по мере повторения, релаксация будет возникать легче.

Применяйте эту технику 1 – 2 раза в сутки в любое время, но не ранее чем через 2 часа после еды.

Кроме того, подойдет любая форма физической активности. Можно посетить тренажерный зал, бассейн, йогу, уроки танцев или просто прогуляться по улице.

А также очень важно научиться переключать внимание.

Страх 8. Не умереть от голода

Часто просто от волнения не хочется есть. Даже любимые блюда подаются невкусными.

Плохое самочувствие - вовсе не результат экзамена, который нужно сдать, а всего лишь результат вашего психологического состояния. Постарайтесь убедить себя съесть хоть что-нибудь, чтобы хватило сил дойти до экзаменационного кабинета.

Страх 9. Подготовлен хуже остальных

Необъяснимое ощущение, будто все сдадут, а ты - нет.

Даже неделя предварительной подготовки не придает уверенности в знаниях. Важный момент в этой ситуации - не сравнивать себя с другими. Для кого-то и перечитанное тома энциклопедий исчерпывающее знание, а для вас, может, полностью прочитан учебник - уже достижение.

Страх 10. Не успеть выучить

Объем вопросов кажется необъятным, и это мешает учить, так как внутри постоянно мучает ощущение, что опаздываешь катастрофически.

Чтобы иметь представление о материале, достаточно один раз его прочитать. Некоторые читают по десять раз, нервничают и в итоге ничего не запоминают. Постарайтесь не думать, какой процент уже изучен. Зачем заполнять ненужными мыслями голову, которую перед экзаменом целесообразнее заполнить знаниями?

Десять правил саморегуляции внимания при усвоении учебного материала

  1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (визиты товарищей, телефонные звонки и т.д.).
  2. Начиная работать, предварительно организуйте свое место, оно должно быть надлежащим образом оборудовано.
  3. Начиная заниматься, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ - предварительный просмотр материала задания, составление плана работы. В этой ситуации хорошо поможет написание шпаргалок. Да, именно когда мы пишем от руки, и выделяем суть изложенного материала.
  4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете материал, который изучаете (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, перед изучением новой темы предварительно просмотрите предыдущий раздел, перелистайте конспект. Если материал по какой-то причине вообще вами не изучался, начинайте с ликвидации имеющихся пробелов.
  5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с будущим экзаменами, посторонние мысли, займитесь конспектированию или чтением материала вслух. Либо на время переключитесь на другой вид деятельности, например, минут на 15, чтобы потом с новыми силами «взяться за дело».
  6. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осознавался. Но при этом помните, что излишне замедленный темп способствует частым отключением внимания на посторонние объекты.
  7. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров. В этой ситуации хорошо помогает обсуждение материала с друзьями.
  8. Контролируйте невольные переключения внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешних раздражителей (грохот дверей, звуки автомобиля, голоса), так и внутренних стимулов (умственные ассоциации). Осознав, что произошло невольное переключение внимания, отвлекитесь на минутку, передохнуть, а затем волевым усилием снова направьте его в нужное русло.
  9. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя сразу вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном чтении будет восприниматься как незнакомый.
  10. Не забывайте о гигиене умственного труда: нормальное освещение, температуру, регулярные перерывы, во время которых полезно выполнить несколько гимнастических упражнений.

По материалам сайта www.gazeta.bsu.by

Предыдущая статья Стажировки в Индии
Следующая статья Розыгрыш мобильного телефона Nokia Lumia 920 в БГПУ
Оценить статью:
Нет рейтинга
Социальные комментарии Cackle

Name:
Email:
Subject:
Message:
x

Статьи, новости, события
RSS
Присоединяйтесь!
 
Яндекс.Метрика

Terms Of UsePrivacy StatementCopyright 2013 - 2017 by Budny.by